В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства,

которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению

производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата.

 На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и

в образовательные организации.

        Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как

производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению

потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых

организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является

изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении

имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие

себя подходы.

Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают

качество образования с минимальными затратами.
        Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и 

устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае —

производительности обучения.
        Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень

удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а

также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

        Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить

и реализовать за счет следующих задач:

  • внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по

отдельности,которые составляют единую систему;

  • улучшить материально-техническую базу;
  • организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации

с применением бережливых технологий;

  • организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
  • внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых

технологий;

  • развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
  • развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при

помощи бережливых технологий;

  • разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс.

       Ключевые факторы бережливого обучения (Lean+Training)  не отличаются от факторов

бережливого производства и включают в себя:

  • выявление и устранение потерь в обучении;
  • непрерывный поток обучения;
  • стандартизацию учебного процесса;
  • 5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
  • визуализацию учебного процесса;
  • канбан  ("доска планирования")  - система организации производства и снабжения,

позволяющая реализовать принцип «точно в срок»;

  • осведомлённость и вовлечение персонала;
  • кайдзен — непрерывное улучшение. 

1. Документы

2. Идеи / предложения

3. Обучение

4. Проекты

5. Новости